ЯМА И НИЯМА. Заповеди нашего времени.

«Душа подобна всаднику, а тело – тяжелой колеснице. Разум подобен кучеру этой колесницы, а мысли – вожжам, которыми он правит, 5 органов чувств подобны 5-ти коням, влекущим эту колесницу, а весь огромный окружающий мир подобен пастбищу, на котором пасутся эти кони».(Патанджали)

Яма – Бог Смерти в период Кали юги (5 заповедей), сейчас в период перемен бог смерти - двуликий Янус (6 заповедей, добавляется алобха – отсутствие жадности – «мне, мое, мало», Нияма – Бог Жизни.

 

Яма - универсальные этические нормы, в числе которых:

1.     Ахимса - ненасилие, не причинение вреда никому и ничему, терпение, уважение достоинства.

2.     Астейя – не присвоение чужого, скромность.

3.     Апариграха – отказ от ненужных вещей, алчности, зависти

4.     Брахмачарья – самоконтроль, воздержание в действиях, мыслях, словах, взаимоотношениях полов..

5.     Сатья – правдивость, честность, альтруизм.

     6.  Алобха – отсутствие жадности (мне, мое, мало).

Нияма - нормы внутренней дисциплины, среди которых:

1.     Шауча – чистота духовная и физическая (отсутствие корыстных мотивов, освобождение от отрицательных эмоций – злоба, гнев, зависть, ревность, похоть, надменность – даже в мыслях; здоровое питание; очистительные процедуры).

2.     Сантоша – удовлетворенность собой, людьми, жизнью, оптимизм, жизнерадостность.

3.     Тапас – самодисциплина, твердость, усердие, преодоление инертности, рвение, строгость, управление желаниями тела.

4.     Свадхиайя – самопознание, самоконтроль, самосовершенствование.

5.     Ишвара пранидхана – любовь к Богу и высшим силам Природы, посвящение всех своих трудов Богу.

В Нияме сосредоточены правила самоисцеления и искоренения 6 основных зол:

1. Кама – страсть.

2. Кродха – злость.

3. Лобха – жадность.

4. Моха – слепое увлечение.

5. Мада – гордость.

6. Матсарайя – зависть.

 

Дерево Йоги (По Б.К.С. Айенгару)
«Когда вы выращиваете дерево, вы сначала выкапываете яму, выбираете из нее камни и сорняки, разрыхляете землю. Затем вы кладете в землю семя и прикрываете его рыхлой землей, осторожно, чтобы, когда семя раскроется, тяжесть земли не повредила его. Наконец, вы немного поливаете семя водой и ждете, пока оно прорастет. Через пару дней семя становится ростком, и из него появляется стебель. Затем стебель делится на две веточки, и на нем появляются первые листки. Он постепенно превращается в ствол и выпускает во всех направлениях ветви, покрытые богатой листвой.
Подобной заботы требует и дерево нашей внутренней сути. Мудрецы прошлого, испытавшие прозрение души, обнаружили семя этого дерева в йоге. Это семя состоит из восьми долей, из которых, как при росте дерева, возникают восемь частей йоги.
Корнем дерева является яма, которая заключается в пяти принципах: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (свобода от алчности), брахмачарья (контроль над чувственными удовольствиями) и апариграха (свобода от жадности и обладания вещами сверх потребностей). Соблюдение принципов ямы дисциплинирует пять органов действия - руки, ноги, рот, половые органы и органы выделения. Естественно, органы действия управляют органами чувств и разумом: например, если кто-то хочет навредить, а органы действия отказываются делать это, вред не будет причинен. Поэтому йоги начинают с контроля над органами действия, а яма является корнем дерева йоги.
Затем идет ствол, который можно сравнить с принципами ниямы: шауча (чистота), сантоша (довольство), тапас (пылкое стремление), свадхьяя (самоизучение) и Ишвара-пранидхана (самоотдача). Эти пять принципов ниямы контролируют органы чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.
От ствола дерева отходят ветви. Одни из них очень длинные, другие растут в стороны, одни искривленные, другие прямые и так далее. Эти ветви - асаны, различные позы, приводящие физические и физиологические функции тела в гармонию с психологическим образцом учения йоги.
На ветвях растут листья, которые, взаимодействуя с воздухом, снабжают энергией все дерево. Листья поглощают воздух и передают его к внутренним частям дерева. Листья соответствуют пранаяме, науке о дыхании, которая связывает макрокосм с микрокосмом, и наоборот. Обратите внимание, насколько похожи на дерево наши легкие, если посмотреть на их перевернутое изображение. Пранаяма приводит в гармоничное состояние дыхательную и кровеносную системы.
Владение асанами и пранаямой помогает практикующему йогу достичь независимости разума от тела, а это автоматически ведет к концентрации и медитации. Ветви дерева полностью покрыты корой. Без защиты коры дерево было бы целиком съедено червями.
Этот покров защищает поток энергии в дереве между листьями и корнем. Кора соответствует пратьяхаре, представляющей собой движение чувств внутрь, от поверхности кожи к внутренней сути.
Сок дерева, который переносит энергию в этом внутреннем путешествии, есть дхарана. Дхарана (концентрация) - это сосредоточение внимания на сути бытия.
Сок дерева связывает каждую клеточку листа с каждой клеткой корня. Опыт такого единства бытия, от периферии до самого центра, когда наблюдатель и наблюдаемое становятся одним целым, достигается в медитации. Когда дерево здоровое и его энергетический обмен совершенен, на нем распускаются цветы. Дхияна, медитация - это цветок дерева йоги.
Наконец, когда цветок превращается в плод, наступает самадхи. Как сутью дерева являются его плоды, так суть практики йоги - свобода, равновесие, мир и блаженство самадхи, где тело, разум и душа объединяются и сливаются с Абсолютным Духом».

1.     Яма – корни

2.     Нияма – ствол (тело) – свод правил личной дисциплины

3.     Асаны – ветви

4.     Прана-ямы – листья – ступень контроля дыхания

5.     Пратьяхара – кора – ступень контроля 5-ти органов чувств

6.     Дхарана – сок – ступень контроля концентрации

7.     Дхияна – цветы – ступень медитации

8.     Самадхи – плоды – соединение с Богом.

Асана - позы йоги и физические аспекты практики.
Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием. 
Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
Дхарана - сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте.
Дхьяна - медитация.
Самадхи - состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

 

Яма и его свита (5 наставников духа) могут:

1. освоивший Ахимсу, дает усмирение любой войны;

2. познавший Астейю, достигает всех богатств;

3. утвердившийся в Брахмачарье, запускает свой энергетический реактор (сам себя питает энергией);

4. познавший Апариграху, получает воспоминания о своих воплощениях, пользуется наработками своего прошлого. 

РЕГИСТРАЦИЯ / ВХОД

  

                  

Доска объявлений

05/06/2025, 19:27
Продукты и боги покровители. Серия методики. /Джикия Т.Б., Маркова Н.Б., Шандыба Е.В.‒ Х:Истоки, 2024 – 16 с. СОДЕРЖАНИЕ 1. Боги и их...
05/06/2025, 18:34
Справочник Путешественника. Учебное пособие.
05/06/2025, 18:34
Строение солнечной системы. Учебное пособие. Желающие познакомиться с новейшими знаниями и начать их осваивать, переводить в Опыт, Навыки и Умения,...

Случайные материалы

27/03/2024, 12:12
В волчьей стае только альфа самка имеет право производить потомство.    У людей тоже есть понятие Альфа женщина. Для неё...
09/03/2023, 13:18
 В основе организации Природы лежат циклы чередования пассивной силы и активной. Каждый из циклов состоит из чередования последовательных...
10/12/2024, 02:01
4 самых сильных и таинственных растений: валериана, василёк, мандрагора и яблоня. Валериана питает своей силой растительное царство, как кровь....
15/09/2022, 19:22
1. ИП: сидя на полу, локти поставить на колени, на основания ладоней опереть лоб и медленно скользить ладонями по лбу от бровей к волосистой части...
13/01/2023, 20:00
Сегодня 13.01.2023. сумма даты 1+3, это 4 - лёгкие. Активизируем точку Р11 меридиана лёгких, расположенную на концевой фаланге большого пальца руки на 3...