«Душа подобна всаднику, а тело – тяжелой колеснице. Разум подобен кучеру этой колесницы, а мысли – вожжам, которыми он правит, 5 органов чувств подобны 5-ти коням, влекущим эту колесницу, а весь огромный окружающий мир подобен пастбищу, на котором пасутся эти кони».(Патанджали)
Яма – Бог Смерти в период Кали юги (5 заповедей), сейчас в период перемен бог смерти - двуликий Янус (6 заповедей, добавляется алобха – отсутствие жадности – «мне, мое, мало», Нияма – Бог Жизни.
Яма - универсальные этические нормы, в числе которых:
1. Ахимса - ненасилие, не причинение вреда никому и ничему, терпение, уважение достоинства.
2. Астейя – не присвоение чужого, скромность.
3. Апариграха – отказ от ненужных вещей, алчности, зависти
4. Брахмачарья – самоконтроль, воздержание в действиях, мыслях, словах, взаимоотношениях полов..
5. Сатья – правдивость, честность, альтруизм.
6. Алобха – отсутствие жадности (мне, мое, мало).
Нияма - нормы внутренней дисциплины, среди которых:
1. Шауча – чистота духовная и физическая (отсутствие корыстных мотивов, освобождение от отрицательных эмоций – злоба, гнев, зависть, ревность, похоть, надменность – даже в мыслях; здоровое питание; очистительные процедуры).
2. Сантоша – удовлетворенность собой, людьми, жизнью, оптимизм, жизнерадостность.
3. Тапас – самодисциплина, твердость, усердие, преодоление инертности, рвение, строгость, управление желаниями тела.
4. Свадхиайя – самопознание, самоконтроль, самосовершенствование.
5. Ишвара пранидхана – любовь к Богу и высшим силам Природы, посвящение всех своих трудов Богу.
В Нияме сосредоточены правила самоисцеления и искоренения 6 основных зол:
1. Кама – страсть.
2. Кродха – злость.
3. Лобха – жадность.
4. Моха – слепое увлечение.
5. Мада – гордость.
6. Матсарайя – зависть.
Дерево Йоги (По Б.К.С. Айенгару)
«Когда вы выращиваете дерево, вы сначала выкапываете яму, выбираете из нее камни и сорняки, разрыхляете землю. Затем вы кладете в землю семя и прикрываете его рыхлой землей, осторожно, чтобы, когда семя раскроется, тяжесть земли не повредила его. Наконец, вы немного поливаете семя водой и ждете, пока оно прорастет. Через пару дней семя становится ростком, и из него появляется стебель. Затем стебель делится на две веточки, и на нем появляются первые листки. Он постепенно превращается в ствол и выпускает во всех направлениях ветви, покрытые богатой листвой.
Подобной заботы требует и дерево нашей внутренней сути. Мудрецы прошлого, испытавшие прозрение души, обнаружили семя этого дерева в йоге. Это семя состоит из восьми долей, из которых, как при росте дерева, возникают восемь частей йоги.
Корнем дерева является яма, которая заключается в пяти принципах: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (свобода от алчности), брахмачарья (контроль над чувственными удовольствиями) и апариграха (свобода от жадности и обладания вещами сверх потребностей). Соблюдение принципов ямы дисциплинирует пять органов действия - руки, ноги, рот, половые органы и органы выделения. Естественно, органы действия управляют органами чувств и разумом: например, если кто-то хочет навредить, а органы действия отказываются делать это, вред не будет причинен. Поэтому йоги начинают с контроля над органами действия, а яма является корнем дерева йоги.
Затем идет ствол, который можно сравнить с принципами ниямы: шауча (чистота), сантоша (довольство), тапас (пылкое стремление), свадхьяя (самоизучение) и Ишвара-пранидхана (самоотдача). Эти пять принципов ниямы контролируют органы чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.
От ствола дерева отходят ветви. Одни из них очень длинные, другие растут в стороны, одни искривленные, другие прямые и так далее. Эти ветви - асаны, различные позы, приводящие физические и физиологические функции тела в гармонию с психологическим образцом учения йоги.
На ветвях растут листья, которые, взаимодействуя с воздухом, снабжают энергией все дерево. Листья поглощают воздух и передают его к внутренним частям дерева. Листья соответствуют пранаяме, науке о дыхании, которая связывает макрокосм с микрокосмом, и наоборот. Обратите внимание, насколько похожи на дерево наши легкие, если посмотреть на их перевернутое изображение. Пранаяма приводит в гармоничное состояние дыхательную и кровеносную системы.
Владение асанами и пранаямой помогает практикующему йогу достичь независимости разума от тела, а это автоматически ведет к концентрации и медитации. Ветви дерева полностью покрыты корой. Без защиты коры дерево было бы целиком съедено червями.
Этот покров защищает поток энергии в дереве между листьями и корнем. Кора соответствует пратьяхаре, представляющей собой движение чувств внутрь, от поверхности кожи к внутренней сути.
Сок дерева, который переносит энергию в этом внутреннем путешествии, есть дхарана. Дхарана (концентрация) - это сосредоточение внимания на сути бытия.
Сок дерева связывает каждую клеточку листа с каждой клеткой корня. Опыт такого единства бытия, от периферии до самого центра, когда наблюдатель и наблюдаемое становятся одним целым, достигается в медитации. Когда дерево здоровое и его энергетический обмен совершенен, на нем распускаются цветы. Дхияна, медитация - это цветок дерева йоги.
Наконец, когда цветок превращается в плод, наступает самадхи. Как сутью дерева являются его плоды, так суть практики йоги - свобода, равновесие, мир и блаженство самадхи, где тело, разум и душа объединяются и сливаются с Абсолютным Духом».
1. Яма – корни
2. Нияма – ствол (тело) – свод правил личной дисциплины
3. Асаны – ветви
4. Прана-ямы – листья – ступень контроля дыхания
5. Пратьяхара – кора – ступень контроля 5-ти органов чувств
6. Дхарана – сок – ступень контроля концентрации
7. Дхияна – цветы – ступень медитации
8. Самадхи – плоды – соединение с Богом.
Асана - позы йоги и физические аспекты практики.
Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием.
Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
Дхарана - сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте.
Дхьяна - медитация.
Самадхи - состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.
Яма и его свита (5 наставников духа) могут:
1. освоивший Ахимсу, дает усмирение любой войны;
2. познавший Астейю, достигает всех богатств;
3. утвердившийся в Брахмачарье, запускает свой энергетический реактор (сам себя питает энергией);
4. познавший Апариграху, получает воспоминания о своих воплощениях, пользуется наработками своего прошлого.